Перейти к содержимому

Власти хотят до конца марта принять закон о борьбе с мошенничеством: какие предлагаются меры

  • автор:

Названы плюсы и минусы закона о борьбе с телефонными мошенниками: может быть принят до конца марта

До конца первого квартала Госдума в приоритетном порядке планирует рассмотреть законопроект о борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством. Об этом заявил председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. В документе содержится около 30 мер, направленных на борьбу с разными киберпреступлениями. Поможет ли данный закон сократить количество краж денег и персональных данных граждан , «МК» выяснил у экспертов.

Нижняя палата российского парламента до конца марта планирует рассмотреть законопроект о противодействии мошенничеству. Напомним, что он был внесен в Госдуму 15 февраля. Документ содержит около 30 мер, направленных на пресечение киберпреступлений. «Законопроект о противодействии интернет-мошенничеству рассмотрим в приоритетном порядке, — подчеркнул Вячеслав Володин. — Обсудить его в первом чтении, предварительно, планируем на следующей пленарной неделе, 18 марта». Он добавил, что во втором и третьем чтении данный документ планируют рассмотреть до конца марта. Среди мер, которые будут введены обсуждаемым законопроектом — маркировка телефонных звонков, запрет для государственных ведомств, банков и операторов связи осуществлять коммуникацию с клиентами через мессенджеры, а также предоставление возможности гражданам устанавливать самозапрет на оформление сим-карт.

По словам основателя юридического агентства Cartesius Игната Лихунова, если говорить о сборе и идентификации голосов мошенников, то это перспективное направление, с которым жизнь криминальных колл-центров станет намного труднее. Возможность у мошенников набирать кадры при подобной деятельности ограничены (обучение занимает время), а системы изменения голоса всё ещё неудобны и имеют замедление, что обязательно повлечёт снижение степени доверия к подобному звонку.

Однако, другие эксперты видят определенные сложности в реализации предложенных инициатив. «К законодательному закреплению создания базы данных голосов мошенников следует отнестись осторожно, так как здесь есть этические и технологические риски», — считает экс-сотрудник ФСБ, ныне директор по расследованиям платформы безопасности цифровых активов «ШАРД» Григорий Осипов. Для граждан введение такой системы голосовых данных, с учетом постоянных взломов и распространения в Интернете персональных данных, грозит рисками злоупотреблений и деанонимизации биометрических данных. Биометрия может стать достоянием мошенников, которые с ее использованием будут от лица потерпевших совершать противоправные действия, набирать кредиты. Кроме того система распознавания ключевых слов может ошибочно заблокировать добросовестных клиентов, если голос такого клиента совпадет с голосом мошенника.

Для банковского сектора создание подобных систем может быть связано с дополнительными расходами — в связи с необходимостью предоставления информации правоохранительным органам, а также обязательным ведением собственных баз данных. Для провайдеров и телекоммуникационных компаний внедрение такой системы — очень большая нагрузка, с рисками утраты крайне чувствительных данных. Сплошной анализ звонков — мера, требующая больших инвестиции в этот сектор.

Иные предложения, например, маркировка звонков, видится вполне адекватным решением, частично уже реализованной операторами связи. Предупреждение о звонке от мошенников или неизвестной организации действительно может предотвратить преступлением, считает Осипов.

С технологической точки зрения также остаются многочисленные вопросы. «Какие системы бэк-офиса потребуют доработки, за какие средства? — интересуется председатель комиссии по финансовой и информбезопасности Совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Тимур Аитов. — Где база будет храниться база голосов мошенников, кто к ней будет подключаться? Как быть с юридическими вопросами, ведь сегодня требуется согласие на слепок голоса, а мошенник может быть признан таковым только по решению суда. И как тогда оператор связи будет собирать и закреплять улики?»

Поскольку введение всех предлагаемых законопроектом мер потребует от банков и иных организаций приобретения дорогостоящего оборудования, они груз своих инвестиций могут по традиции переложить на плечи потребителей, в результате цены на услуги банков и операторов связи вырастут. Однако, по мнению вице-президента Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимира Кузнецова, с точки зрения эффективности, предлагаемые меры могут показать положительный результат, поскольку создание новых систем существенно усложнит жизнь телефонным мошенникам.

Источник www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *